Хеллоуин заставил социологов задуматься о смерти

В преддверии Хеллоуина социологи и философы собрались в Центре молодежных исследований ГУ-ВШЭ, чтобы обсудить влияние американского праздника на российские умы. По ходу дела поговорили о восприятии смерти современным обществом и разноплановых ролях кладбища.

Рассевшись вблизи «горящих» тыкв и зажженых свечей, выступающие свою дисскуссию начали с обсуждения всего мистического, что есть в повседневной жизни человека. «Потустороннего в нашей жизни становится все больше. Вот иду по Невскому проспекту и вижу старичка с бумажкой. На бумажке написано: «А ты прошел тест на зомби?», — говорит социолог Центра независимых социологических исследований Ольга Бредникова.

Хеллоуин в России стал популярным лишь в последнее десятилетие. Причину, по которой этот праздник получил массовое распространение в США, легко понять, считают социологи: праздник помогает людям избавиться от страха смерти через игру. По этой же причине во многих западных культурах широко распространенны шутки про смерть. «Но в России к Хеллоуину относятся совсем иначе. Для большинства россиян Хеллоуин — всего лишь повод повеселиться на костюмированной вечеринке», — говорит научный сотрудник Центра молодежных исследований ГУ-ВШЭ Элеонора Ариф.

В целом, по мнению социологов, само понятие смерти в современном обществе приобретает все больше смыслов и зачений. Например, уже далеко не все ученые готовы считать гибель эмбриона смертью. Современная культура сильно повлияла на трансформацию восприятия людьми смерти. Создана целая индустрию, зарабатывающую на страхе смерти и символах смерти. Так, шьют и продают одежду и обувь, украшенную черепами; снимают фильмы ужасов; пишут литературные саги о вампирах и производят продукты питания (например, компания Danon несколько лет назад производила творожки и соки под брендом «Скелетон»).

Об устройстве современного общества можно судить по тому как выглядят кладбища. «Как социолог я обожаю кладбища», — говорит Ольга Бредникова. По ее мнению, изучая устройство того или иного кладбища, можно понять многое о тех взаимоотношениях, которые были между родственниками, похороненными на нем. По кладбищам можно изучать концепцию современной семьи.

Многие современные кладбища напоминают коммунальные квартиры: мало зелени, «тесно». Социальный статус человека не оставляет его и после его смерти: место для захоронения состоятельных людей родственники выбирается более «уютное», например, под соснами. «В современном обществе кладбище стало местом встречи. Ведь многие родственники встречаются только на похоронах, поминках и свадьбах», — отмечает кандидат биологических наук Алексей Куприянов.

по материалам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *