Журналистское расследование. Школьный дресс-код: за и против

Журналистское расследование.
По мотивам горячей темы: Нужен ли школьный дресс-код?
Ребенок и школа

Рассказывает Марина Полярус (Zorra), психолог -профконсультант (Московский гештальт-институт)

Наверное, это извечный философский вопрос — баланс формы и содержания

Я, как психолог, начну с содержания — оно мне точно интереснее и важнее.
Согласна с народной мудростью: «встречают по одёжке, провожают по уму», согласна, что интеллект и внутренний мир важнее, чем внешний вид или манера одеваться.
И тогда, если школьник демонстрирует хороший уровень знаний, выполняет домашние задания и прилично себя ведёт, то какая, собственно, разница, как он одет или какого цвета его ботинки? И тогда можно дать быть розовым волосам, полосатым носочкам или чёрной зашнурованной коже.

d0bfd0b8d180d181d0b8d0bdd0b31Человеку сложно найти свой стиль и свои способы самовыражения, если не пробовать разное, не экспериментировать. Ну как ещё поймёшь, «моё» это или нет?
На картинках, в советах родителей — это по-другому, это сложно ощутить и прожить.
А вот попробовав, можно будет определить: нравятся ли мне мини-юбки, идёт ли мне чёрный цвет, какая длина волос мне удобнее, и какую часть себя я готова проявлять в одежде.

Школьная форма, одинаковость — это, с одной стороны, защита: защита от социального неравенства и связанных с этим насмешек, если родители не могут покупать ребёнку модные джинсы или дорогие кофточки.
А с другой — это некоторая потеря себя, своей уникальности. Одежда — это же возможность сказать о своём настроении или мироощущении, это возможность выделиться, быть ярким или, наоборот, прятаться под серым капюшоном, если хочется.
А в подростковом возрасте, когда очень остро встаёт вопрос «кто я?» и «какой я?» и хочется, но и тяжело быть как все — в этом есть и безопасность, и страх так и найти себя.

Думаю, что необходимость носить форму легче принять, если она введена изначально, с первого класса. Тогда она может быть своеобразным «пропуском во взрослый мир»: маленький человечек, заканчивая детский сад, идёт в школу, становится более взрослым, и некоторым отличительным знаком этого становится школьная форма.
Тогда носить её можно с радостью и гордостью — какое-то время

Мне кажется важным, чтобы здесь был выбор: если уж носить форму обязательно, то хорошо бы, чтобы было несколько цветовых вариантов (а для девочек варианты с юбкой и брюками) — и человек мог бы выбирать то, что ему ближе, или то, что хочется именно сегодня.
Ну и если ребёнок совсем не хочет носить форму, никакую из предложенных вариантов, я бы хотела, чтобы такая возможность у него была тоже.
Мне кажется важным, чтобы правила были полезны для человека, но не подчиняли себе его жизнь.

Границы, рамки и правила (а школьная форма относится именно сюда) — важные части жизни и часто они нам помогают: вносят ясность, определённость, защищают от хаоса и как-то упорядочивают реальность.
Хорошо бы только, чтобы они при этом не убивали живое, разноцветное и уникальное — то, что редко вписывается в рамки и границы, но является ценным, а иногда и гениальным.
Уравненными, усредненными и одинаковыми людьми легче управлять, но едва ли они создадут что-то действительно необыкновенное.
И, по-моему, возможность наблюдать радугу стоит риска промокнуть под дождём!

d180d0b0d0b4d183d0b3d0b0

Международная Ассоциация Имидж-Консультантов/Association of Image Consultants International выявила десять наиболее часто встречающихся ошибок людей, ищущих работу. При прохождении интервью в американскую или транснациональную компанию недопустимы:
— Длинные ярко накрашенные ногти. Другая крайность — неподстриженные и грязные ногти.
— Чрезмерное увлечение ювелирными украшениями. Использование крупных серег и браслетов. Использование одновременно нескольких серег. Серьги в носу, губах и т.д.
— Обувь с открытыми носками или без задника.
— Летом недопустимы голые женские ноги. Обязательны чулки или колготки нейтральных цветов.
— Шорты или пляжные брючки.
— Потрепанный костюм с несвежей рубашкой.
— Кожаная куртка (касается и мужчин и женщин). Вообще изделий из кожи следует избегать. Единственное исключение — ремешок для часов и сумка.
— Галстук -«бабочка» у мужчин.
— Сумки, украшенные логотипами, и пластиковые пакеты, набитые бумагами.
— Красные портфели, сумки, туфли, галстуки, рубашки и т. д.

10 классических ошибок при выборе одежды

А теперь отвлечемся от мнения психолога и рассмотрим иную точку зрения…
На работе придется выглядеть, как положено, а не как хочется…
Поэтому дисциплине и манере ношения делового костюма и обуви имеет смысл подготовиться еще в школе. Чтобы садиться в кресло, не поддергивая брюки, чтобы одежда сидела естественно, чтоб не приходилось при ходьбе лихорадочно нащупывать молнию на юбке, чтоб стрелка чулка была строго по ноге, а не опоясывала ногу несколько раз, и вообще, манере носить различную одежду, следует учиться с раннего возраста. Так получается, что школа дает нам навыки ношения одежды делового стиля.
В этом отношении школьные жесткие требования к форме одежды полезны.

d0bad0bbd0b0d181d181d0b8d0bad0b0Лет до 10 у девочек и до 12 у мальчиков авторитетом является взрослый своего пола, то есть, на кого хотелось бы равняться, копировать стиль поведения, манеру одеваться и разговаривать. Обычно в благополучной семье это мать у девочки и отец у мальчика. Если же ребенка, по каким-то параметрам не устраивают отношения в семье или семья неполная, он берет за образец то, что преподносят СМИ или ближайшее окружение. Неслучайно, все ведущие новостных каналов телевидения старательно соблюдают консервативный деловой стиль. Обычно при поступлении в начальную школу ребенок не чурается школьной формы — он ею гордится. Это — признак его статуса, он пошел в ШКОЛУ, он становится ближе к взрослой жизни. Поэтому на этапе внедрения школьной формы в младшей школе протестуют больше родители: это может быть накладно — дети растут, и большую часть времени проводят в школе. Так, говорят родители, отчего бы не ребятам не носить привычную одежду, ту же, в которой они и гуляют? С двумя видами одежды проблемы, и не только финансовые — требуется обучить вчерашнего детсадовца, сразу после школы вешать костюм в шкаф, ежедневно менять рубашки или блузки, а значит, тоже их должно быть как минимум две, и в этом случае — ежедневная глажка. Недовольство родителей изменением своего привычного уклада, получается, ребенку надо не только проверять домашнее задание, но и форму, вырисовывается в раздражительность, разговоры с другими мамами и папами, которые, естественно, слышат дети.. И на каком-то этапе может случиться так, что школьная форма более не показатель статуса для ребенка, а головная боль для мамы. То есть, родители сами, не ведая, формируют у ребенка отказ от школьной формы, — да он бы лучше на компьютере поиграл, чем эти брюки по стрелочкам, пиджаки — по плечикам! Но, следуя букве устава школы, родители продолжают одевать ребенка в школьную форму…
Возраст меняется. С 11 лет у девочек и с 13 у мальчиков старший взрослый своего пола более не является авторитетом. Теперь равнение идет на мнение сверстника, которого уважаешь. В младшей школе они были все одинаковыми, в средней уже в классе формируются свои альфы и омеги: лидеры и парии. Теперь воспитание в домашних условиях не может происходить без учета мнения сверстников, и, если произойдет конфликт целей, не исключено, что ребенок перестанет воспринимать информацию из дома. Поведение его, как личности, уже заложено, теперь у него появляется потребность в собственной значимости. Здесь уже обратная младшему школьному возрасту проблема: ребенок умеет ухаживать за своей школьной формой, но не хочет ее носить. Он хочет выделиться из массы сверстников, появляются первые понятия о половой привлекательности. А родители в состоянии удивления: не для того они приручали ребенка к порядку и к признанию дресс-кода, чтоб он, вот так все бросил. Но ведь это закономерно. В возрасте средней школы дети учатся сопротивляться давлению. В первую очередь, самому ближайшему — родительской заботе. А потом к этому возрасту хорошо применима теория атрибутивного или причинно-следственного лидерства — успех предписывается внешним причинам, а неудачи — внутренним. Успех в учебе — посещает занятия, активен на уроках, неудачи — низкий коэффициент интеллекта, заторможенность мыслительных процессов. Успех у противоположного пола — яркая внешность, неудачи — внутренняя закомплексованность. Как добиться признания? Показать, что ты — на виду, ты ярче других, быстрее соображаешь, можешь указать место серым личностям.. Таким образом могут формироваться неформальные группировки вокруг лидеров в классе и парии — те, кто не допущен до участия в делах группы. Но лидерство-то атрибутивное! А школьная форма, дресс-код, получается, всех уравнивает, и новичку, прибывшему в класс, трудно определить с первого взгляда, где альфы и где омеги в коллективе. Конечно, если воспитание младшей школы, в том числе, родительское, дало плоды, ни лидеры ни парии не будут оспаривать дресс-кода, форма по-прежнему остается атрибутом, которому просто не придается значения, школьники свыкаются с внешней одинаковостью стиля одежды и начинают развивать и демонстрировать атрибуты непохожести в чем-то другом, даже из расположения за партами — кто с кем и за кем, можно сделать выводы о группировках и их степени сплоченности. Мы же видели демонстративное поведение: N демонстративно оставляет своем место рядом с M и пересаживается к L. Дырка (незанятое место рядом с М) показывает изменение отношений в коллективе. Это при том, что все трое носят одну и ту же форму. А теперь представим ситуацию, что в коллектив вливается человек, отказывающийся соблюдать дресс-код. Два варианта исхода событий: вытеснение прежнего лидера — разрушение существующей системы взаимоотношений, покушение на то, на что и внимания-то не обращали, но это же одновременно оказалось показателем статуса, общности группы — форма одежды. В этом возрасте это поведение нестандартное — внушает уважение, и, при наличии должного старания и волевых качеств, форма становится необязательной для всех, а лидером становится неформал, первый подавший мысль, что без формы-то возможно, и есть способы самовыражения при помощи внешнего вида. Второй вариант исхода: в коллективе видят сначала форму, потом человека или в ценностях самоутверждаться за счет личностных качеств, самоутверждение посредством экстравагантного вида вообще не принимается — сколько б новичок не пыжился, коллектив не то, что не примет его, просто не заметит. Правда, заметят учителя, но их мнение, мнение взрослых людей, мало что значит для подростка, желающего занять свою нишу в среде сверстников.
Вот и решайте, следует ли вашему ребенку идти против дресс-кода, принятого в школе.

Вопрос остается открытым.
Присоединяйтесь к обсуждению :)

С вами была группа редакции интернет-журнала «Квадра»

1 Comments

Рома

Ребят, а в каком месте это журналистское расследование?

Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *